Для государственных и муниципальных заказчиков Орла и Орловской области корректное соотношение между сметной стоимостью и начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) — ключевой элемент законности закупки по 44-ФЗ. Нарушения на этом этапе приводят к жалобам участников, предписаниям ФАС и замечаниям КСП. В 2025 году экспертиза проектной и сметной документации показывает: основная причина расхождений между сметой и НМЦК — использование устаревших нормативных баз и отсутствие прозрачной методики расчёта.
Формирование НМЦК должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Постановлением Правительства № 841 и методическими указаниями Минстроя России. При этом расчёты обязаны опираться на актуальную редакцию ТЕР Орловской области (ред. 2025) и индексы пересчёта, утверждённые региональным Минстроем. Согласно требованиям Казначейства, НМЦК должна быть обоснована документально и совпадать с итогами экспертизы сметной стоимости, без завышений или отклонений, влияющих на достоверность закупочной документации.
Анализ экспертиз в Орловской области показывает, что заказчики допускают повторяющиеся нарушения при формировании НМЦК и подготовке сметных расчётов:
В 2025 году КСП Орловской области провела серию проверок по объектам социальной инфраструктуры, в результате которых установлено: около 25 % проверенных НМЦК были рассчитаны с отклонениями от сметных данных. Например, при проектировании капитального ремонта поликлиники в Орле НМЦК оказалась завышена на 7,4 % из-за применения индексов пересчёта прошлого года. После корректировки по актуальной базе ТЕР Орловской области (ред. 2025) и повторной экспертизы расхождения устранены, проект получил положительное заключение.
В другом случае, по объекту коммунальной инфраструктуры в Мценске, НМЦК была рассчитана на основании федеральных расценок без учёта региональных коэффициентов транспортных расходов. Экспертиза предложила скорректировать расчёты, что позволило снизить итоговую стоимость на 5,8 % и избежать замечаний Казначейства.
Несогласованность между НМЦК и сметной стоимостью влечёт для заказчика ряд последствий:
Для исключения таких ситуаций заказчику необходимо обеспечивать полное совпадение источников данных при расчётах НМЦК и сметной стоимости, а также проводить обязательную проверку документации на уровне внутреннего контроля.
Для устранения рисков экспертиза рекомендует:
Для Орла и Орловской области соответствие НМЦК сметным расчётам — показатель прозрачности и законности формирования закупочной документации. Применение актуальных индексов и ТЕР (ред. 2025), а также обязательная проверка расчётов экспертизой позволяют избежать замечаний КСП и Казначейства, повысить доверие к заказчику и обеспечить эффективное использование бюджетных средств в рамках 44-ФЗ.